Минздрав спрогнозировал увеличение рождаемости в Калининградской области
19-06-2018 19:35  
Как выбрать зеркальную пыль для ногтей от Kodi Professional?
19-06-2018 18:30  
Спортивный костюм мужской - поговорим о моде
19-06-2018 17:52  
Горящие туры в Египет
19-06-2018 17:52  
Министр экологии обнаружил, что состояние водопроводных сетей не соответствует отчетам их владельцев
19-06-2018 17:05  
“Булочки” против “Амазонок”: в Зеленоградске прошёл первый турнир по женскому пляжному футболу в купальниках (видео)
19-06-2018 16:56  
Дорошок, Султанов и «Новые колеса»: обзор RUGRAD.EU
19-06-2018 15:11  
"Хочется дать денег на дизайнера": блогер Варламов не смог разобраться в схеме калининградского транспорта
19-06-2018 15:01  
Металлические двери от питерского производителя СМК
19-06-2018 14:19  
Мужской костюм
19-06-2018 14:06  
СПА-салоны, преимущества
19-06-2018 13:59  
Джаз, фанк и три матча: организаторы опубликовали график работы калининградской фан-зоны на 20 июня
19-06-2018 13:37  
На руководителя «Вест-Алко» завели новое уголовное дело
19-06-2018 13:07  
Burito выступит на фестивале болельщиков FIFA в Калининграде
19-06-2018 13:01  
Выгодный кредит под залог техники в Украине
19-06-2018 12:48  
» » Драматург и актёр Дмитрий Минчёнок: Кант — это Стивен Хокинг своего времени

Драматург и актёр Дмитрий Минчёнок: Кант — это Стивен Хокинг своего времени

Общество
143
0

Премьера спектакля состоялась ночью в Кафедральном соборе накануне дня рождения Иммануила Канта. Дмитрий Минчёнок, российский сценарист, писатель, актёр, драматург, автор нашумевшей биографии Исаака Дунаевского 'Красный Моцарт', поставил в Калининграде свой спектакль 'Кант и его тайные гости'.

— Дмитрий, почему Кант?

Когда Вера Гориславовна предложила сделать спектакль, я сразу вспомнил, что с 14 лет ненавижу термин 'категорический императив'. — Этот спектакль придуман специально для Калининграда благодаря Вере Таривердиевой. У моих родителей на полке стояло полное собрание сочинений Канта, но я никак не мог пробиться к нему сквозь частокол разных умных слов. Я вообще не понимаю, почему с лёгкой руки, наверное, даже самого Ленина слово 'императив' не переводили на русский язык как 'настоятельное требование' или 'категорическое повеление'.

Я сегодня ехал на интервью, и мне таксист рассказал, что он недавно сводил свою женщину на футбол. Мы не понимаем, насколько мы, люди, живём по тем же правилам, что и пчёлы с муравьями. Я спросил, сколько там, на стадионе, народу было. Первый раз она была на футболе, и ей понравилось. Если нас с вами запустить на этот стадион, мы тоже быстро станем частью толпы и будем вместе со всеми кричать и размахивать флагами. Он ответил, что тысяч 15–20. Надо сходить. Я, кстати, никогда не был на футболе. Хотя не думаю… А вдруг мне футбол понравится больше, чем Шекспир?

Никогда в жизни. Знаете, я никогда не пил пива на улице из горла. Мы с ним случайно на улице встретились. А тут недавно знакомый актёр в Москве предложил. И мы пили пиво на троих, стоя прямо на московском перекрёстке. И я подумал: а почему бы и нет? Ничего не знать, не чувствовать — только хотеть. Я смотрел на себя со стороны глазами прохожих и думал: вот что должен чувствовать человек и каким быть, если ему приспичит жить радостями бюргера. Я вынужден не спускать с этого зверя глаз. Есть страшный зверь — зрительское внимание.

Сверхчувствительность. Я прочитал работу одного французского исследователя: у Канта была редкая психологическая патология: он не выносил прикосновений к своему телу. Кант был очень тонок, прикосновения его просто разрушали.

А у него либидо на нуле было. В советские времена вышло много работ, посвящённых Канту-философу, но практически нет работ, посвящённых Канту-человеку. Он боялся вторжения на свою личную территорию. Это объясняет его одиночество. Весь свой эротический момент он переносил туда, в глубины космоса.

А вот его братья и сёстры выросли как обычные немцы. Я считаю, что его горячо любимая мама сделала из него психологического инвалида только потому, что её сын — гений.

Сугубо мужское общество, шовинистическое. Представьте немецкое общество конца XVIII века. Но отца в описанной биографами жизни Канта очень мало. Сын учится у отца, ведёт себя, как отец, и так далее. Есть только мать — по его собственным воспоминаниям, переданным Васянским, а этот биограф был пастором и ставил честность превыше всего. Практически нет. Где всегда молчащий отец Канта? Мама сказала, что сын пойдёт на богословский факультет, а где отец? Биографы пишут, что мама показывала маленькому Иммануилу (в детстве он был Эмануэл, а Иммануилом стал, когда ему перевалило за сорок) красоты природы, мама определила, кем должен стать Кант… Отца словно нет.

Это как миф о бедности Моцарта. Удивительный миф, который активно пестовали в советской России и всегда в Германии — это миф о бедности Канта. И Кант был не беден. Я жизнь Моцарта изучал, он до конца жизни получал безумные деньги, но всё спускал в карты, на бильярде. Имел долю в английском купеческом предприятии 'Грин и компания'. Полжизни имел слугу и кухарку. В своём завещании он положил своему слуге Лямпе 40 единиц денег в год (название 'гульден' для нас глупо, потому что мы не представляем его покупную способность). То, что называют домиком Канта, боясь обидеть коммунистов и социалистов или просто историческую традицию, на наш взгляд, можно назвать виллой Канта. Вот и посчитайте, сколько сотен лет он мог бы прожить, как свой слуга, имея сорок тысяч капиталу. А после Канта осталось 40 тысяч этих единиц. Тоже, кстати, любил играть, считал, что это помогает пищеварению.

Его отец профессионально занимался выделкой шкур. Семейство Кантов — это средний класс. Выяснилось, что это может быть миллион заболеваний. Я спросил в Москве врача: 'Мой дорогой друг, если ты живёшь в доме, где у тебя отец каждый день работает с негашёной известью, чтобы сделать из бычьей кожи сыромятную, к каким последствиям это может тебя привести?'. Это же Кант! Чахлая грудь, искривление позвоночника и многое другое. Кант — это Стивен Хокинг того исторического периода. И здесь я по-актёрски начинаю сопереживать и становиться на его место. У Хокинга сознательное оправдание всего чудовищного, что будет с человечеством, происходит только потому, что больной мозг пытается оправдать себя. Я не прочитал до сих пор ни одной книжки Хокинга, потому что долгое время был уверен: человек с больным телом заранее рождает больные теории.

Будучи нездоровым и ущербным с детства, он в чём-то пытался оправдать себя. Точно так же и Кант. Отсюда и появилась эта история с его якобы бедностью. И в XIX веке немцы, основоположники социального отношения к окружающей действительности, оправдывали Канта. Если взлетел из чертогов бедности — точно не бездарь. Бедность стала таким своеобразным условием общественного признания любого гения, одним из условий мифологизации гениальности вообще как наиболее сложный вариант точки взлёта.

Он весь свой талант растратил, зарабатывая копейки. Друг Канта писал (или наш знаменитый философ Арсений Гулыга в жэзээльной биографии Канта), что именно бедность не позволила одному очень талантливому другу Канта прославиться, как тот. Грантов много, но их перехватывают самые предприимчивые, а не самые талантливые. Это то, что сейчас происходит в России со многими талантливыми людьми. Это горько.

Немцы научили этому Ленина, коммунистические идеологи ввели этот идеологический стандарт в советской России, и с тех пор мы с ним и живём: если великий человек, то обязательно должен быть бедным. По поводу псевдобедности. Такой штамп. Обязательно!

Во всех биографиях пишут, что Кант пошёл преподавать от безвыходности. Отец Канта умер, когда Иммануилу исполнилось 16–17 лет. Мы просто не знаем всей совокупности причин. Да откуда же безвыходность? Его родители никогда не имели долгов. Так же, как и не знаем точно, когда он перестал быть студентом. Кант получил наследство. Это уже не бедность. Может, там жили сестры, может, продали. Непонятно, куда ушёл отцовский дом. Тот жил на эти деньги несколько лет и сумел написать своё исследование 'О живой силе'. Опекуном его сестёр был дядя, который, собственно, и оплатил издание первой книги Канта.

— Кант-философ заслонил собой Канта-личность?

Современные российские биографы Канта — это в подавляющем большинстве философы, не писатели. — И это очень большая беда. Кант, драматическая фигура, становится набором каких-то нравственных и философских правил. В результате в философии Канта мы теряем Канта-человека. Не говоря уже о том, чтобы попробовать его понять. И никто не пробовал поставить себя на его место. Он сам писал (цитирую по смыслу): 'Мы не должны бояться опровергать даже великих авторитетов, если они ошибаются, даже таких, как Ньютон или Лейбниц!'. Например, его скромность и его великое тщеславие, которое он и не скрывал.

Один из биографов, написавший книгу о последних днях философа, сказал: 'Кант привык всё угадывать'. Я могу представить, как мать Канта говорила Иммануилу: 'Ты у меня особенный'. Кант жил в очень комфортном для себя мире. А это значит — привык к похвалам. И этот мир был не настолько морален, как мы хотим представить себе сегодня. Это не был мир лишений и отказа от всего и вся, как пытаются представить в русской 'кантиане' со времён Михаила Зощенко, который, кажется, предвзято понял Канта. Если мы делаем из человека мрамор, то кому интересен мрамор?

Что это такое? — Вы определили жанр своего спектакля о Канте как 'стендап-драма'.

Я знаю, о чём буду говорить, но на первый план выходит зритель, его реакция. — Нет готового и заранее заученного текста, который я просто прочитаю со сцены. Что это такое — я не знаю сам. Это импровизация, текст каждый раз разный. А то, что импровизация, так наш мозг, в принципе, не терпит повторов. Может быть, религиозное переживание под видом спектакля, главное — что это искренне.

Насколько взрывоопасна калининградская публика? — В одном из интервью вы сказали, что публика — это минное поле.

Я её искренне люблю, этой публике благодарен, так же как и всем без исключения сотрудникам собора — тем женщинам и мужчинам, которые сопереживают со мной. — В Калининграде очень хорошая публика. Они удивительно талантливы, потому что именно они авторы моего спектакля.

Понятно, что если бы я со своим спектаклем о Канте выступал перед воспитанниками колонии для несовершеннолетних, то эта публика тоже была бы для меня тяжёлой. В Москве часто слышу от знакомых актёров и режиссёров: 'Какая тяжёлая публика'. Они могут заранее ничего не знать о главном герое моего спектакля, но если я буду искренне рассказывать о том, что меня в нём удивляет, о его страданиях, о его поисках, то им будет интересно. Хотя… Человеческий мозг всегда откликается на человеческую искренность.

Позже сам выступал с ними. Я на заре своей писательской карьеры писал для артистов театра Аркадия Райкина смешные скетчи. Это особое состояние — быть смешным. И зритель смеялся. Оно намного сложнее, чем быть трагичным.

— Почему, как вы думаете?

Я могу без страха позволить себе роскошь задавать себе и мирозданию прекрасные детские вопросы. — Потому что смешное — это предельная степень наивности и отсутствие страха быть дурачком. Только не надо мне объяснять про хлорофилл и так далее. Например, почему листья зелёные. Мы всегда боимся, что над нами будут смеяться. Вопрос детский, а ассоциации — взрослые. В правде. А сцена позволяет тебе быть любым: нелепым, смешным, но главное — настоящим… В этом суть. Она открывает любые ворота. Правда заразительна. Главное — не бояться быть дурачком. Даже 'царские ворота' сновидений, по Фрейду. Но это самое тяжёлое.

Материал к публикации подготовил dess.
Драматург и актёр Дмитрий Минчёнок: Кант — это Стивен Хокинг своего времени

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Драматург и актёр Дмитрий Минчёнок: Кант — это Стивен Хокинг своего времени