Перевозка сборных грузов из Китая без перетарки
19-08-2018 14:37  
Проверенный производитель теплообменного оборудования
19-08-2018 14:35  
Кадастровые работы и межевание в Подольске
19-08-2018 14:34  
Калининградец сразится с бразильским спортсменом в турнире M-1 Challenge
19-08-2018 13:54  
В Курске "Балтика" обыграла финалиста Кубка России "Авангард"
19-08-2018 12:17  
Компания “Артель” ввела в эксплуатацию незавершенный объект в Светлогорске
19-08-2018 10:42  
Учёные рассказали, почему вредно смешивать алкоголь и энергетики
19-08-2018 09:23  
Валентина Матвиенко призвала сократить разницу в зарплатах мужчин и женщин
19-08-2018 08:41  
"Роскосмос" рассказал о подозреваемых во взятках сотрудниках РКК "Энергия"
19-08-2018 07:29  
Град уничтожил урожай в крупнейшем винодельческом регионе Грузии
19-08-2018 07:00  
NASA опубликовало сделанный из космоса снимок северного сияния
19-08-2018 05:55  
В Янтарном впервые прошёл чемпионат России по триатлу
19-08-2018 03:55  
В зоне прилета Храброво планируют открыть Duty Free
19-08-2018 02:05  
Источник: в Черняховске задержали подозреваемых в изнасиловании 12-летней девочки
19-08-2018 01:46  
Компенсационные выплаты владельцам ЛПХ за изъятых свиней составили 3,7 млн руб. с начала года
19-08-2018 01:30  
» » Изгнание Канта и Рафаэль на мусорке: журналист Дамир Батыршин о привычке калининградцев принимать новое в штыки

Изгнание Канта и Рафаэль на мусорке: журналист Дамир Батыршин о привычке калининградцев принимать новое в штыки

Общество
167
0

Будет развитие городской среды. В Калининграде закончился фестиваль 'Городские выходные' в рамках форума 'Среда для жизни', и кто-то, восторгаясь действом, уже выразил надежду, что теперь в городе многое изменится к лучшему. Появятся новые архитектурные решения.

Может, что-то и изменится, но в последнее время что бы ни появлялось нового в городе, всегда находятся те, кто раскритикует в пух и прах. Может, конечно, и появятся. После чего это самое новое убирают с глаз долой.

Фигура, конечно, не памятник 'Матери-России' Едунова. Вспомните: поставил у Кафедрального собора на острове один инициативный товарищ фигуру доброго Канта. Но некоторые деятели культуры оскорбились, посчитав, что это унижение памяти великого философа. В смысле — не такая монументальная и величественная, а не то, что могли подумать некоторые. К сожалению, не нашлось никого, кто бы сказал некоторым деятелям культуры, что всё их творчество — это оскорбление вкуса и торжество посредственности.

Добрый Кант нравился прохожим. Статую поставили в центре города, и несмотря на свою непритязательность, она оказалась в центре внимания. Они фотографировались в обнимку с ним и тёрли кончик носа на счастье. Я как-то постоял рядышком, понаблюдал — у людей были совершенно искренние эмоции. Из-за этого нос у старика Иммануила стал чернеть и вваливаться, как при нехорошей болезни.

Потому что тут уже возмутились пользователи соцсетей, а это поистине страшная сила. Нос подкрасили, но было уже поздно. Дискредитация философского наследия! Глумление над светлым образом символа Кёнигсберга, заявили они. Оскорбление чувств калининградцев!

Но там на него опять напали деятели культуры, которых теперь поддержали пользователи соцсетей — натуральная гремучая смесь. Канта снова убрали на остров, где нет такого потока людей. Фигуру уже хотели было похоронить, но сжалились, и её приютил мэр Янтарного. И Кант, конечно, был обречён. Теперь Кант стоит в посёлке, где никто не трёт ему нос, но и радости от него мало.

Её поставили на площади Победы — приклеили на парапет. Мэр Янтарного подобрал и другую скульптуру Канта — в виде страниц из книги. Как только об этом сообщили журналисты, сразу началась критика: безвкусица, убожество, произвол, оскорбление чувств калининградцев!

Люди за свой счёт сделали её и поставили, но нет, нужно убрать. Статуя маленькая, меньше метра, разрешения на её установку не требовалось. И убрали — отодрали от парапета и выкинули в мусор.

Кого он оскорбил? Кому помешал этот Кант? Значит, когда фонари на площади разваливаются и их приматывают скотчем, это никого не оскорбляет. Чьи чувства ущемил? А Кант, что Добрый, что маленький — ненормально. Когда напротив штаба Балтфлота гранитные плиты на том же скотче — это нормально.

Поставили Синюю рыбу на Нижнем озере. И ведь если бы это были единичные случаи. Но совсем не страшную. Брутальную такую, угловатую.

Фигуру стали сравнивать с символом подросткового суицида 'Синим китом', говорить, что она портит внешний облик. Но нет, снова общественность возмутилась. Хотя в той части Нижнего озера ничего уже испортить было нельзя, там всё давно испорчено — разруха и неухоженность, и рыба как раз скрашивала весь этот унылый пейзаж.

На что-то другое чиновники у нас не реагируют, хоть упросись, а на подобные обращения — почему-то всегда пожалуйста. Чиновники оперативно отреагировали на жалобы недовольных, и фигуру вернули владельцам.

В Центральном парке урны раскрасили картинами Ван Гога, Микеланджело и Рафаэля. Вот свежий пример. Но и тут нашлись критики. На мой взгляд, замечательная акция. Другие посчитали рафаэлевских ангелочков на урне оскорблением чувств верующих и потребовали снова их закрасить чёрной краской. Одни сказали, что в такие урны рука не поднимется бросать мусор, поэтому теперь парк будет загажен.

В Дрездене, где в галерее висит 'Сикстинская Мадонна', фрагментом которой и являются пресловутые ангелочки, где их только не встретишь. Пока эти оскорблённые не добились своего, хотел бы встать на защиту инициативы. И никакое это не глумление над религиозными чувствами. На кружках, на магнитиках для холодильника, на спичечных коробках, на салфетках. Это часть культуры, а спички, урны и магнитики — лишь средство донести до людей образ.

И потом, когда я учился в школе, трудно было найти учебник без пририсованных к ангелочкам сигарет. По мне, сейчас наша молодёжь увидит картину Рафаэля только на урне, так пусть хоть там — может, у кого-то появится интерес. И я сомневаюсь, что кто-либо из возмущающихся оскорблением чувств никогда не делал такого.

Когда хотели поставить памятник князю Александру Невскому на кольце 'имени Ярошука', начали возмущаться, что памятник слишком большой и что там начнутся аварии из-за того, что монумент будет доминировать. Иногда складывается впечатление, что важна не цель критики, а сам факт.

И что вы думаете — началось возмущение уже из-за этого: водители будут всматриваться и въезжать друг в друга. Потом оказалось, что первоначальная высота — это с копьём, а на самом деле князь невысокий.

Поэтому мне без разницы, что там установлено — князь, Кант или рыба. Лично я, когда еду по этому кольцу, смотрю только на дорогу, чтобы уступить какому-нибудь не в меру ретивому или не умеющему ездить по круговому движению. Но снести её или переделать не требуют. Мне бы проехать быстрее сквозь эту инженерную ошибку, с которой теперь городу придётся жить долгие годы. Проще докопаться до статуи князя.

Наверное, привыкли. Вообще, в Калининграде есть масса примеров действительно уродливого и непотребного, но критики этого не замечают. Меня в том же Центральном парке, например, возмущает памятник Владимиру Высоцкому — непропорциональный, нелепый, настоящая пощёчина поклонникам таланта актёра и певца.

Недавно её убрали — очевидно, к будущему чемпионату мира по футболу. Или на Ленинском проспекте долгие годы была облезлая фигура футболиста, и ничего, никто слова не говорил. А не было бы мундиаля, так бы и стояла.

Но когда кто-то пытается что-то сделать у нас, многие калининградцы почему-то воспринимают это в штыки. Мы любим кивать на Европу: а вот там малые архитектурные формы повсеместно, они привлекают туристов и создают неповторимую ауру городу. А ведь именно такой на центральной улице Друскининкая, и его чаще всего фотографируют. Мне интересно, что бы они сказали, если бы у нас поставили статую лысого мужика с отёкшим лицом, оттопыренными ушами и большим носом, замотанного в тряпки, с босыми ногами, сидящего в корабле на пушке с лодкой в руках?

Каждый мог подойти, сфотографироваться. У нас в Рыбной деревне стоял ботфорт барона Мюнхгаузена, якобы найденный в Преголе. А потом на месте сапога вдруг дыра в плитке. У этого объекта была своя идея, он был популярным у туристов, о нём писали журналисты и блогеры.

У пристройки нет никакой иной идеи, чем побольше заработать. Вместо объекта, повышающего привлекательность Калининграда, выросла очередная пристройка, сузив променад. Но не встали, тишина. Казалось бы, борцы за городскую среду должны были встать на защиту ботфорта. Но это уже не то, это уже вторично. Сапог не пропал, его поставили во Фридрихбургских воротах, придумав новую красивую легенду.

Почему в Риге, почему животным — а по кочану. В Риге стоит памятник животным из 'Бременских музыкантов'. Якобы он символизирует окончание холодной войны. Просто так от города-побратима Бремена. Никто не ищет какой-то второй смысл. Но где война и где персонажи сказки братьев Гримм? Кто до кого дотягивается, тот тому и трёт. Все просто натирают животным носы на счастье, благо они бронзовые.

Когда можно сесть на колени к памятнику, как садятся к Копернику в Ольштыне.  Город тогда будет ощущаться своим, родным, когда его можно пощупать, потрогать.

Несмотря на то что по хребту идёт пластина, всё равно садятся. Когда можно сесть на статую верхом, как на осла в Торуне.

Ленинам носы никто не натирал, а за попытку сесть на колени к Ильичу можно было попасть под статью. Может, у нас оттого такое отношение к памятникам и скульптурным формам, что в советские годы они были сплошь идеологизированы и поэтому неприкосновенны. Хорошо, что ещё не ввели статью за оскорбление чувств калининградцев, а ведь такими темпами докатимся и до этого.

Тем более что оба родились 22 апреля. Может, поэтому такое святое отношение к изображению Канта, что он теперь у нас вместо Ленина? Он может быть разным: добрым, маленьким из книги, каким угодно. Но ведь Кант сам по себе, и он не может быть строго каноничным, как у здания БФУ. Жаль, что этого не поняли те, кто потребовал выкинуть его из города.

По материалам klops.ru


Материал к публикации подготовил Adimas.
Изгнание Канта и Рафаэль на мусорке: журналист Дамир Батыршин о привычке калининградцев принимать новое в штыки

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Изгнание Канта и Рафаэль на мусорке: журналист Дамир Батыршин о привычке калининградцев принимать новое в штыки