Удобная и недорогая накрутка лайков в ВКонтакте
18-03-2019 19:42  
Арбитражный суд возобновил рассмотрение дела о банкротстве «Калининградского винодельческого завода»
18-03-2019 15:51  
В Калининградской области нашли место для строительства крематория с колумбарием
18-03-2019 15:41  
В Калининграде у мясопереработчика нашли более 600 кг нелегального свиного шпика из Испании (видео)
18-03-2019 14:22  
Родные убитого под Славском мужчины: подозреваемые в расправе общались записками и маскировали следы крови
18-03-2019 13:42  
Прокуратура выявила нарушения трудового законодательства в «Геркулесе»
18-03-2019 13:40  
Польский инвестор строит «самый большой элеватор» в Гвардейском районе
18-03-2019 13:39  
Парусники "Крузенштерн" и "Седов" отправятся в кругосветное плавание
18-03-2019 12:32  
Как будет выглядеть новый торговый центр на ул. Баранова в Калининграде (эскизы)
18-03-2019 12:25  
На территории ветропарка в Ушаково нашли снаряд времён войны
18-03-2019 12:13  
У ТЦ "Эпицентр" в Калининграде предложили оборудовать всепогодную площадку (видео)
18-03-2019 11:53  
Биокамины в СПБ - достоинства и недостатки
18-03-2019 11:46  
Исследование: Среднее время поиска работы в Калининградской области занимает около полугода
18-03-2019 11:42  
В Озёрском районе 24-летний мужчина угрожал своей бабушке сковородкой
18-03-2019 11:23  
В Калининграде во время благотворительной экскурсии собрали 14 тыс. рублей для котов-инвалидов
18-03-2019 11:12  
» » Правдоподобная Коза-дереза: как в пятидесятые годы прошлого века в Калининграде растили патриотов

Правдоподобная Коза-дереза: как в пятидесятые годы прошлого века в Калининграде растили патриотов

Общество
119
0

Прошедшие пол-Европы советские солдаты увидели, как жили люди в загнивающих буржуазных европейских странах. По одной из широко обсуждаемых версий, история с великим русским народом и беспощадной борьбой с безродным космополитизмом появилась после войны неслучайно. Например, а почему у нас на Родине не так. И у солдат стали возникать вопросы. Вот тогда-то и появился старший брат всех народов и наций Советского Союза — русский народ и его враги — безродные космополиты.

Его участники выдвигали кандидатов в Калининградский городской совет народных депутатов. В 1947 году в одной из частей Красной армии, расквартированной в Калининграде, шло собрание личного состава. Этих выдвигали по всей стране, все и вся. По традиции вначале в кандидаты выдвигали руководителей коммунистической партии и советского правительства. Это тоже было обязательным советским ритуалом. Начинали с выдвижения Сталина. Один из выступавших, ефрейтор, на весть о том, что личный состав его части выдвинул Сталина кандидатом, отреагировал: Эта воинская часть не была исключением.

В. 'Да здравствует великий вождь народов и творец нашего счастья И. Да здравствует великий русский народ!'. Сталин!

Нет, в послевоенном Советском Союзе все народы были равны. Обратите внимание на последнюю фразу. Русский народ в советской послевоенной пропаганде стал этаким добрым, справедливым, сильным старшим братом для всех остальных народов Советского Союза. Но великий русский был равнее других. Последних клеймили как безродных космополитов. До сих пор спорят, почему грузин Сталин в победившей нацизм стране вдруг взял курс на возвеличивание русского народа и борьбу с теми, кто к этому номенклатурному величию относился скептически.

Это за него решали коллектив, руководство, соседи, местком, профком и всякие другие ...комы. Правильно любит человек советскую Родину или неправильно, решал не сам гражданин. Поводом для зачисления в 'безродные космополиты' могло стать всё что угодно.

Нет, в те времена безродным космополитом мог стать кто угодно, в том числе и правоверный член коммунистической партии большевиков. Пропагандистский феномен 'безродных космополитов' в те времена заключался не в том, что некий гражданин открыто мог заявить, что он не любит советскую Родину и преклоняется перед западным образом жизни.

Конечно, обсуждался вопрос о происках низкопоклонников перед Западом. В 1947 году состоялось областное собрание комсомольского актива. Например, учительница зеленоградской средней школы Смирнова 'вместо того, чтобы воспитывать детей в духе советского патриотизма, в присутствии учащихся восхищалась бытовыми удобствами немецких квартир'. В результативной части всеобластного собрания говорится, что среди калининградских 'комсомольцев и молодёжи имели место случаи низкопоклонства перед западноевропейской и немецкой буржуазной культурой'.

Они на все лады кричат о его 'индивидуализме', о трудностях восприятия его стихов, они ставили в вину поэта его патриотизм, непримиримость к врагам Родины и народа'. Ещё один отрывок, тоже из школьного сочинения, уже про Маяковского: 'Призванные критики — космополиты из кожи вон лезут в стремлении преуменьшить значение и ценность литературного наследия поэта.

Дочитайте его, пожалуйста, до конца: А вот ещё интересная цитата из архивного документа, датированного 1948 годом.

Сталин противопоставил гитлеровской культуре с её расистской теорией, которая основной задачей ставила завоевание мирового господства и уничтожения всех культур и наций. 'Широту творчества Пушкина тов. Товарищ Сталин говорил в 1941 году: “И эти люди, лишённые чести и совести, люди с моралью животных, имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации Плеханова и Ленина”'.

Тема сочинения — 'Вольнолюбивая лирика А. Это отрывок из школьного сочинения ученика восьмого класса калининградской школы №7. Пушкина'. С.

В 1949 году областному партийному руководству доложили о результатах проверки качества преподавания биологии в калининградских школах. Патриотизм внедрялся в головы советских детей в буквальном смысле на биологическом уровне. В частности, проверяющие отметили: 'Новые программы преподавания способствовали воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и национальной гордости путём ознакомления учащихся с успехами социалистического сельского хозяйства, с достижениями русских учёных в изучении законов развития живой природы'.

В 1950-м товарищ Савик-Сац занимала ответственную должность уполномоченной Главреперткома. Одним из наиболее известных правильных примеров любви к Родине в региональной истории стала товарищ Савик-Сац. Фактически она осуществляла цензуру. Помимо всего прочего, в её обязанности входила приёмка спектаклей всех калининградских театров. А работала она много. В Государственном архиве Калининградской области сохранились отчёты о проделанной товарищем Савик-Сац работе. И пощады не знала.

Из истории переселенческих колхозов Калининградской области'. И совсем прекрасно решение собрания членов колхоза 'Заветы Ильича', которое мы цитируем по книге калининградского историка, профессора Юрия Костяшова 'Повседневность послевоенной деревни. Осенью 1947 года колхозники постановили всем миром 'разоблачать попытки преклонения и раболепия перед буржуазным Западом'.

Ещё ей не понравилось, как актёр театра сыграл Чудище Безобразное, одного из главных героев истории про аленький цветочек. Реализация спектакля была запрещена не только из-за немецкой кушетки. В её отчёте сказано, что Чудище Безобразное — 'это создание по русскому образцу и подобию, однако этот образ не вскрыт совершенно'.

Посмотрев спектакль, уполномоченная написала: Она не приняла спектакль Калининградского театра кукол 'Танцы народов СССР'.

В этом спектакле Савик-Сац не понравились декорации. Другой жертвой уполномоченной Главреперткома стал спектакль калининградского областного театра 'Аленький цветочек'. Она писала: 'Действия происходят среди непонятных столбов, не свойственных русской архитектуре, мебель во дворце Чудища не соответствует русскому стилю (например, современная немецкая кушетка)'.

Например, в спектакле 'Аршин мал алан' она потребовала По поводу скамеек и кушеток товарищ уполномоченная была особенно бдительна.

Жёлтые пятна по белому меху создают впечатление, что коза сделана из кошачьей шкуры. Далее в рецензии говорится: 'Окраска шкуры Козы-дерезы неудачная. Ну как так можно писать о театре, тем более о детском? Однако по форме коза правдоподобна'.

Но читая рецензии товарища Савик-Сац, я не могу отделаться от обвинения: товарищ уполномоченная ненавидела театр как таковой. Я не знаю, насколько хорошо играли в пятидесятом актёры калининградского драматического театра. О чём свидетельствует её рецензия на спектакль 'Коза-дереза':

Оформление спектакля портативно, но выразительно'. 'Кроме темы наказания лживой козы, в пьесе есть темы дружбы лесных обитателей, что в спектакле вскрыто слабо и следует усилить.

Что это слово означает в данном контексте — я не знаю. 'Портативно' — в те времена это слово было новым в русском языке, малознакомым для широкой советской аудитории и, наверное, модным в узких кругах советских чиновников, желающих образованность показать. Возможно, в данном случае 'портативно' означает 'немногочисленно', 'небогато' или что-то в этом роде.

Смысл непримиримой борьбы за 'русскость' в танцах очень хорошо иллюстрирует выступление товарища Блохи, начальника областного отдела культурно-просветительской работы: А ещё в Калининграде пятидесятых изживали 'влияние Запада в танцах', запрещая исполнять на танцевальных площадках всякие низкопробные западные танцы, отчитывались о том, что на танцплощадках Калининграда и области исполняются 'исключительно русские бальные танцы'.

Танцы должны быть идейными, а не низкопробными. 'В кратчайший срок изжить западные танцы. В классическом балете этот вопрос гораздо сложнее, но постепенно и здесь надо изживать'. Необходимо в народных танцах выбросить терминологию иностранных языков.

В 1903 году он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, после Октябрьской революции преподавал в Московском институте красной профессуры, являлся юрисконсультом Академии наук СССР. В 1950 году 'под космополитизм' попал калининградский адвокат Леонид Сац. Коллеги характеризовали его как 'имеющего большой практический стаж, пользующегося среди адвокатов репутацией человека большой эрудиции'. А потом адвокат Сац переехал в Калининград.

В справке обкома ВКП(б) деятельность эстрадного бюро определяется как 'гнусное преклонение перед западноевропейским искусством'. В 1949 году разгромили космополитов, окопавшихся в областном концертно-эстрадном бюро — так тогда называлась филармония. Во время проверки выяснилось, что репертуар КЭБа 'насыщен заграничными опереттами', а артисты-чечёточники копируют 'образчики, заимствованные в американском кабаке'.

Вот фраза из выступления руководителя тогдашней областной адвокатской организации: Ну тут коллеги за него и взялись, за 72 летнего адвоката.

Он имел неосторожность выступить перед молодыми калининградскими адвокатами. Но в Калининграде адвокат Сац совершил космополитическую вылазку. А ещё Леонид Сац 'с таким же успехом обошёл имя мирового судебного оратора, патриота советской родины академика Вышинского'. Во время выступления Сац 'не затронул имена корифеев коммунистической науки Маркса, Ленина и Сталина'. И на фоне всех этих космополитических вылазок Сац вспомнил 'дореволюционного судебного оратора Плевако', который писал десять речей и одиннадцатую произносил.

И даже умудрялись на нём зарабатывать. Но были люди, которые прекрасно со строгим советским патриотизмом уживались.

Дальнейшая его судьба неизвестна. Леонид Сац был лишён высокого звания советского адвоката.

Брянский, который выступал перед населением под псевдонимом Саша Красный, выдавая себя в одних случаях за личного секретаря Маяковского, а в других — за человека, имевшего личные встречи с В. В начале 1948 года по удостоверению Правления союза советских писателей в Калининградскую область приехал член союза писателей тов. Лениным. И.

Преподнося слушателям сочинённые им, Брянским, пасквильные материалы, он в тоже время занимался вымогательством платы за свои выступления. Брянский выступал в различных гражданских и военных организациях с воспоминаниями о Владимире Ильиче и Маяковском.

Вот, например, из его поэмы 'Шесть дней'. К информационному совершенно секретному письму прилагалось несколько стихов Саши Красного. Это патриотическая поэма о похоронах Ленина.

Слов никак не сберёг Калинин, на очках застыла слеза: ...

Всё это — несмотря на то, что жизнь счастливой не была. По законам того времени в обязательную патриотическую обойму входили благодарности партии, правительству и лично товарищу Сталину за 'нашу счастливую жизнь'. В обкомовской справке 'О политических настроениях трудящихся' датированной 1949 годом, говорится, что 'гражданка Виноградова, работница ЗАГСа, в группе людей заявила: Поэтому активно внедряемые патриотические установки на то, что мы живём хорошо, часто приносили обратный эффект.

Я третий день не могу достать хлеба”. “Я бы разбила репродуктор, по радио врут о нашей хорошей жизни.

По материалам klops.ru

Материал к публикации подготовил Adimas.
Правдоподобная Коза-дереза: как в пятидесятые годы прошлого века в Калининграде растили патриотов

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Правдоподобная Коза-дереза: как в пятидесятые годы прошлого века в Калининграде растили патриотов